Все о розах

Назаре своей истории человек не возделывал растения, он пользовался ими, отыскивая среди естественно произрастающих те, которые мог употребить в пищу. Уже в это время в числе полезных растений дикие розы — шиповники привлекли его внимание. «Жители Швейцарии в каменном периоде в широких размерах собирали дикие яблоки, дикий терн, сливы, плоды шиповника»,— писал Ч. Дарвин. Приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры появились первые земледельцы. Они сеяли пшеницу, просо, ячмень, бобовые. К столь же древним культурным растениям, как пшеница, относятся декоративные и цветочные растения. Предполагают, что первоначально розы выращивали на восточном Средиземноморье и в Передней Азии, а возможно, и в Иране. В античный период с развитием торговых отношений между азиатскими и европейскими странами розы были завезены из Азии в древнюю Грецию, а позднее — в Египет и Рим. Первые исторические записи о культуре роз относятся к VI—II векам до нашей эры. К сожалению, сохранившиеся описания и изображения не позволяют точно установить, что за розы росли в садах древних. Но некоторые сведения до нас дошли. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст в своем произведении «Естественная история» описывал шиповники, туземные горные центифолии и другие виды роз. По его описанию, вблизи Филиппин, в Македонии росли розы с двенадцатью, двадцатью и ста лепестками. Их пересаживали в сады с Пангайских гор, и в культурных условиях в течение многих лет они заметно улучшались. Римский писатель и ученый Плиний Старший в «Естественной истории в 37 книгах» упоминает двенадцать форм культурных роз и двенадцать видов других декоративных растений. Он называет розу «принцессой цветов, величайшим украшением полей и садов». У древних роза символизировала доброе начало. Римский писатель Апулей, описывая в «Метаморфозах» злоключения своего героя Луция, избрал в качестве противодействия самым злым колдовским наветам красную розу.

В Западной Европе садовые розы появились в V— VI веках, но особенный интерес к ним возник в период господства там арабских калифов, которые принесли с собой с востока в Сицилию и Испанию дамасскую, мускусную и центифольную розы. В Европе же выращивали шиповники — обыкновенный, пашенный, ржавчинный, альпийский. В XVIII и XIX веках в Европу были завезены чайные и бенгальские розы. Во Франции широко культивировалась провенская, или галльская роза. В России уже в XII—XIII веках выращивали обыкновенный шиповник. В XVII веке в царских садах росла роза коричная. В саду Демидова в Москве наряду с обыкновенным шиповником росли розы: ажьба, или белая, альпийская, пашенная, Каролинская, центи-фольная, коричная, галльская, колючейшая. Народы, населяющие Среднюю Азию, разводили розы задолго до того, как она стала царицей цветов в Греции и Риме. Но во время многочисленных военных набегов, навязанных завоевателями, многие исторические документы, в том числе и сведения о садоводстве тех времен, были утрачены. Из дошедших до нас исторических и литературных памятников видно, что роза широко использовалась народами Средней Азии как декоративное, лекарственное и эфиромасличное растение. Ее употребляли в пищу. Среднеазиатское феодальное государство Самани-дов со столицей в Бухаре в IX—X веках торговало со странами Ближнего Востока, Русью, Китаем парфюмерными изделиями, цветочными маслами, духами и эссенцией из махровой розы, фиалки, нарцисса, апельсиновых и финиковых цветов. Крупный философ, естествоиспытатель, врач и поэт того времени Ибн Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» приводил многочисленные рецепты лекарств, в состав которых входили сушеные и свежие лепестки и семена роз. Из них изготовляли отвары, соки, пилюли, мази, масла, розовую воду. Любопытны советы по уходу за больными, рекомендуемые в этом же сочинении. Благоприятным условием для выздоровления больного считался особый режим, создаваемый удобным возлежанием на специальных циновках, успокаивающим плеском воды в вооеме и благотворным (вероятно фитонцидным) влиянием трав и плодов, опрыснутых розовой водой. На родине Авиценны — в Бухаре — розы входили в состав не только лекарств, но и многих лакомств. Существовали специальные розы для варенья — «мураб-бои гул*, готовили сладость «нишалло», в которую добавляли розовую воду—«гулоб». Целебным считалось варенье из роз на меду—*анбаджат». Для его изготовления лепестки красной розы очищали от горьких белых кончиков в местах прикрепления к цветоложу цветка, измельчали, добавляли чистый мед без лены в таком количестве, чтобы лепестки можно было размять. Массу помещали в глиняный или стеклянный сосуд и выставляли на солнце на сорок дней, перемешивая утром и вечером. По мере надобности добавляли мед. Смесь убирали в помещение и употребляли по прошествии шести месяцев. Мед иногда заменяли сахаром. Примерно так же делают варенье и джем из лепестков роз и теперь, только выдержку на солнце заменяют варкой. И сейчас на базарах Бухары продают лепестки розы «мураббои гул», а заботливые хозяйки готовят из них варенье. Розы считали неотъемлемой частью некоторых религиозных ритуалов. У таджиков существовал древний «Праздник красной розы», который был связан с культом умирающих и воскресающих богов растительности. Во время этого праздника на мазаре Ходжи Баха-утдина, расположенном недалеко от Бухары, устраивались народные гулянья, и празднующие орошали ДРУГ друга розовым маслом. В Бухаре был квартал — община, который назывался базаром цветов —«бозори гул». Здесь продавалось много цветов. Древние садовые розы —дамасские, центифольные, альба — сохранились и до наших дней благодаря их зимостойкости и устойчивости против болезней. Во время царствования династии Тимуридов в Хорезме, Мавераннахре, Хорасане (XIV—XVI века) создавались великолепные сады и парки с плодбвыми деревьями и красиво цветущими растениями. В земледельческом трактате «Иршад-аз-Зира», составленном в начале XVI века в крупном центре культуры-средневековья— Герате, перечисляются плодовые и декоративные растения, в том числе восемь сортов роз.